Реклама

Чеботарев А.И. Учебник для специальности гидроинжинерия. Страница 10

Несмотря на значительные усилия, проявленные советскими учеными в деле создания учебных пособий для высших учебных заведений по различным разделам гидрологии суши, эту задачу нельзя считать полностью решенной. Больше того, в настоящее время не существует достаточно общепризнанных взглядов на со­держание основных курсов — общей гидрологии суши, гидрологи­ческих расчетов и гидрологических прогнозов. В результате этого одни и те же вопросы рассматриваются одновременно в различных курсах. Это относится в значительной мере к общим вопросам, со­ставляющим основной теоретический фундамент, на котором строятся различные практические расчетные и прогностические рекомендации.

Изложение общих для всех разделов гидрологии вопросов в курсах расчетов и прогнозов стока, гидрометрии, водных иссле­дований применительно к отдельным задачам приводит к тому, что содержание и возможности этих основных теоретических положений раскрывается не полностью и, вместо стройной системы знаний, дается набор практических рекомендаций, внутренний смысл которых остается не ясным.

Например, вопросы теплового баланса рассматриваются в кур­сах расчетов и прогнозов применительно к расчету снеготаяния. Однако возможности этого подхода неизмеримо шире, хотя при существующем порядке их изучения они не раскрываются.

Помимо указанного принципиального замечания, не малое зна­чение имеет и то, что дробление общих вопросов по частным кур­сам приводит к излишней затрате учебного времени, обусловлен­ной параллелизмом изложения. Отмеченная нечеткость в структуре учебных дисциплин проявляется и в том, что наряду с учебными пособиями по специальным дисциплинам, например гидрометрии, гидрологическим прогнозам, гидрологическим расчетам, создаются курсы гидрологии суши, в которые, по смыслу научной классифи­кации гидрологии, в качестве составных частей должны входить указанные дисциплины.