Реклама

Чеботарев А.И. Учебник для специальности гидроинжинерия. Страница 250

В начале XIX столетия в связи с развитием использования внутренних водных путей начала ощущаться необходимость в све­дениях о повышении и понижении уровня воды в реках.

В 1818 г. управлением водными и сухопутными сообщениями дается предписание об обязательных ежедневных измерениях уров­ней воды на всех водных системах. С выходом этого предписания и даже несколько ранее стали производиться водомерные наблюде­ния на р. Волге у г. Нижнего Новгорода (1820 г.), на р. Каме у г. Дедюхина (1826 г.), на р. Немане у г. Смалининкай (1822 г.), на р. Западной Двине у г. Двинска (1816 г.), на р. Днепре у г. Киева (1839 г.).

Первая «Инструкция для производства наблюдений за измене­нием горизонта и ложа в реках» была издана Главным управлением путей сообщения в 1858 г. Несмотря на выход этой инструкции, во­домерные наблюдения в большинстве пунктов попрежнему произ­водились по временным вбитым в дно реки рейкам и потому ока­зывались неувязанными между собой.

В рассматриваемый период впервые были произведены отдель­ные измерения расходов воды на некоторых реках, причем скорости течения определялись обычно поплавками.

Однако полученные в течение рассматриваемого периода сведе­ния о режиме водных объектов страны и выводы о закономерностяг его формирования были разрозненными, касались отдельных, наи­более ярких проявлении режима (выдающиеся половодья, засуха, низкая межень и пр.) и потому не могли еще явиться достаточной основой для выработки более широких представлений о закономер­ностях гидрологического режима.

Основное содержание добытых в этот период сведений было общегеографического и гидрографического направления и поэтому способствовало познанию водных объектов лишь в общем виде.

9.1.3. Изучение водных объектов в период от 70х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции. В середине 70х годов XIX столетия, после постройки главных железнодорож­ных линий, выяснилась необходимость одновременно с дальнейшим развитием рельсовых путей развивать и улучшать водные пути. Этому, в частности, способствовало появление на р. Волге нового, очень ценного массового груза — нефти.