Реклама

Чеботарев А.И. Учебник для специальности гидроинжинерия. Страница 251

В конце XIX и в начале XX в. были выполнены значительные для того времени работы по шлюзованию.

Одновременно с производством выправительных работ с конца 90х годов XIX в. на р. Волге, а потом и на некоторых других ре­ках для поддержания необходимых судоходных глубин начало ши­роко применяться землечерпание.

В рассматриваемый период снова возник интерес к использова­нию водной энергии, чему благоприятствовало усовершенствование двигателей и развитие электротехники.

В связи со значительным развитием в этот период портострое ния были начаты работы по улучшению судоходных условий устьев крупных рек, впадающих в моря.

"В 1873—1898 гг. велись работы по осушению болот в североза­падных районах, в частности в Полесье.

Важным этапом в изучении водных объектов России в рассма­триваемый период явилась организация в 1875 г. навигационно описной комиссии министерства путей сообщения для изучения русских судоходных рек. В результате деятельности иавигационно описнон комиссии, продолжавшейся до 1884 г., были составлены и изданы планы и продольные профили ряда рек (Северной Двины, Днепра, Камы, Оки, Волги. Дона и др.) с данными об измеренных скоростях и расходах воды.

В 1884 г. навигационноописная комиссия была слита с техни­ческим отделом департамента шоссейных и водных сообщений.

Навигационноописная комиссия издала описания проведенных исследований, программу этих работ, инструкцию по организации водомерных наблюдений (1876 г.). Эта инструкция с изменениями и дополнениями, внесенными в нее (в 1881, 1882, 1885, 1888 гг.), регламентировала постановку водомерных наблюдений на больших реках вплоть до 1925 г.

В процессе проведенных работ навигационноописная комиссия заложила основы методики водных исследований.