Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 101

Китайская теория бюрократии объявляла главным государствен­ным приоритетом эффективность администрации. Соответственно, ее создатели рассматривали подданных империи как пассивное «насе­ление», полностью подконтрольное властям. Уже сам облик китай­ской империи с ее аккуратными квадратиками крестьянских полей, четкими прямоугольниками селений и городов, сетью дорог со стоя­щими на них на равном удалении друг от друга почтовыми станциями наглядно удостоверял «небесную планиметрию» имперской полити­ки. В найденном не так давно предписании чиновникам, изданном при первом китайском императоре Цинь Шихуанди, читаем: «В древ­ние времена в народе существовали неодинаковые обычаи, и многое в них усиливало тяготы народа и мешало государству. Посему мудрые цари установили законы, дабы исправить помыслы своих подданных. Позднее же появились служебные предписания, которые указывают народу праведный путь...». Далее местным чиновникам вменяется в обязанность «искоренять местные обычаи», а также «тщательно со­блюдать все приказы и строго наказывать тех, кто пренебрегает ими».

В китайской империи не существовало понятия гражданского со­стояния и тем более гражданских прав. Ее подданные именовались ту­манным термином «добрый народ», и принадлежность к этой самой обширной категории населения определялась скорее отрицательно: к «доброму люду» причисляли тех, кто не был преступником или рабом и не имел таковых среди родственников. Впрочем, рабство не имело широкого распространения, и китайские законодатели всегда полага­ли, что раб имеет такое же право на жизнь, как и свободный человек

Еще в древности имперские власти, стремясь побудить своих под­данных к ревностной службе, ввели для них табель о рангах, насчиты­вавшую 20 ступеней. Свою иерархию имели и чиновники, разделяв­шиеся на девять разрядов (девятиступенчатая система рангов от «высшего из верхних» до «низшего из нижних» издавна применялась в Китае и для оценки имущест­венного положения налогопла­тельщиков); впоследствии число чиновничьих рангов возросло до 18. Ежегодно проводилась аттес­тация всех служилых людей, ко­торая определяла их дальней­шую карьеру.