Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 105

Внешняя политика

Китайцы, как уже говорилось, называли свою страну Срединным Государством, и правители Китая полагали, что владеют центром ми­ра. Естественно, владыки Срединной Империи были убеждены в том, что они призваны распространить свою власть по всей Земле. Одна­ко им приходилось делить мир на две части собственно Средин­ное Государство, где «рождаются мудрые мужи», и окраинные зем­ли «варваров», где люди не веда­ют благоразумной середины и имеют «сердце дикого зверя». В результате отношение правите­лей китайской империи к «варва­рам» отличалось известной двой­ственностью: с одной стороны, к этим получеловекам относились с нескрываемым пренебрежением. Отсюда разные унизительные формальности, установленные китайским двором для иностранных послов, и стремление китайских властей всякое посольство рассмат­ривать как признание чужеземным правителем вассальной зависимо­сти от Китая, а посольские дары считать данью. С другой стороны, владыке Поднебесного мира следовало оказывать милость всем су­ществам на земле, тем более что, как гласила китайская поговорка, «в пределах Четырех морен все люди — братья» (в оригинале сказа­но «старшие и младшие братья», поскольку иначе покитайски ска­зать нельзя).

Оттого при китайском дворе иноземных послов встречали высо­комерно, но милостиво. Гости должны были исполнить перед импе­ратором ритуал троекратного коленопреклонения и девятикратно­го простирания ниц», а владыка Поднебесного мира со своей стороны

задавал им одиндва формальновежливых вопроса например: «Здо

щ

ов ли был ваш повелптель, когда вы отправлялись сюда?» или: «Ус­тали ли вы в дороге?» На этом аудиенция заканчивалась, и послы, по­лучив в ответ щедрые подарки, уезжали восвояси.