Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 116

В сунской империи центральная администрация стала несколько более практичной. Хозяйственными делами государства занимались «три управления» (санъсы). управление государственных монополий,

казначейство и управление государст­венных реестров. Императорский сек­ретариат (чжуншу мэнься) ведал кад­ровыми вопросами администрации. Отдельное положение занимало воен­ное ведомство {шуми юань). При дво­ре имелась и тайная полиция, занимав­шаяся разоблачением политических заговоров и крамолы в чиновничьих кругах. В минское время численность ее агентов превышала тысячу человек.

Основатель Минской династии Чжу Юаньчжан сохранил традици­онный для империи цензорат, но упразднит императорский секретари­ат и поставил под свой личный контроль шесть министерств. По сути, император стал теперь и премьерминистром своего правительства. Од­новременно при императоре возник важный совещательный орган, так называемый Внутренний кабинет (нэи гэ), в который входили несколь­ко особо доверенных лиц государя из числа придворных ученых мужей.

Цинская династия переняла почти без изменений государствен­ный аппарат минской империи, причем Внутренний кабинет стал вы­полнять функции главного административного органа. В начале XVIII в вновь появился неформальный совещательный орган при дворе, так называемый Великий Секретариат (цзюнъчжи чу), кото­рый очень скоро стал определять политику двора.

После падения монархии правительство в Китае приняло обще­принятый в современном мире вид кабинета министров во главе с премьерминистром. Роль последнего, однако, и в Китайской Респуб­лике (о.Тайвань), и в Китайской Народной Республике всегда была второстепенной. В Китайской Республике с 1947 г. главой государст­ва является всенародно избираемый президент.