Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 117

Местные органы власти

Между уездом и центральным правительством на протяжении почти всей китайской истории имелось промежуточное среднее зве­но имперской администрации. В древних империях таковым был ок­руг, или область (цзюнъ). В первые столетия н. э. области потеряли свое значение, и уезды напрямую подчинялись центральному прави­тельству. В танской империи были восстановлены округа (чжоу), а позднее над ними учреждены 15 провинций (дао), правители кото­рых надзирали и за гражданской, и за военной администрацией на вверенной им территории Минская империя была разделена на 13 провинций и два столичных округа, причем желание двора держать своих чиновников под полным контролем было столь велико, что надзор за состоянием дел в каждой провинции осуществляли парал­лельно три ведомства.

Императорский двор управлял подвластными ему территориями посредством единой системы административных округов. Ее неиз­менной основой со времен Циньской династии был уезд (сянъ). Ко­личество уездов в ранних империях тоже оставалось почти неизмен­ным: около тысячи или немногим более того. Позднее наблюдается постепенное увеличение числа уездов, что было вызвано ростом чис­ленности населения и расширением границ империи. К началу XIX в. в цинской империи имелось полторы тысячи уездов, то есть один уезд приходился в среднем на 250 тыс. чел. — цифра более чем солид­ная по меркам европейской администрации.

человеческое чувство*.

Численность штатного чиновничества в китайской империи была крайне мала: в начале XIX в , например, в цинском Китае насчитыва­лось всего лишь 20 тыс. гражданских чиновников и 7 тыс. военных. На уровне уезда штатным чиновником, назначавшимся из центра, был, как правило, только его правитель. Все прочие и притом весьма многочисленные служащие — писари, всевозможные учетчики, по­сыльные, надзиратели, охрана и т.д. — набирались из местных жите