Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 118

лей Ниже уездов существовала сеть местных и деревенских органов власти, которая образовывала как бы корневую систему имперской администрации. В деревнях имелись административные объедине­ния, так называемые ли, насчитывавшие сто дворов. Именно главы этих объединении были ответственны за составление подушнььх рее­стров и сбор налогов с жителей округи Выполняли они и полицей­ские функции, надзирая за порядком и состоянием нравов Уездные чиновники даже запрещали простому люду обращаться к ним с раз­ными просьбами и жалобами в обход своих старейшин.

Китайская бюрократия имела немало достижений, которые дела­ли ее самой эффективной и жизнеспособной системой управления древнего и средневекового мира продуманное штатное расписание, четкое разделение функций между отдельными исполнителями и жесткий контроль за исполнением решений, единая система идеоло­гических и, главное, культурных ценностей, поддерживаемая мощ­ной традицией книжной учености, гибкий баланс сил между импер­ским чиновничеством и провинциальной элитой. Но были у китайской бюрократии и свои врожденные пороки, которые с при­мечательной регулярностью вызывали ее крах. Главным из них был

Отбор чиновников

Одним из самых оригинальных достижений китайской политичес­кой культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испыта­ний Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V—III вв. до н э), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствую­щие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе.

В древних империях служащих отбирали по рекомендациям самих чиновников. С середины II в. до н. э. правителям областей вменялось в обязанность ежегодно рекомендовать двору кандидатов на государст­венные должности, их достоинства определялись лишь в самых общих понятиях, както: «достойные и способные», «праведные», «выдающие­ся таланты», «почтительные и преданные» и т.п. В столице высшие са­новники устраивали им экзамены (обычно письменные) на знание кон­фуцианских канонов. Любопыт­но, что табличку с начертанной на ней темой экзаменующимся выби­рал сам, сбивая стрелой один из этих своеобразных «экзаменаци­онных билетов», выставленных в качестве мишеней. Одновремен­но была учреждена Император­ская Академия, где будущие чи­новники изучали конфуцианские каноны и словесность.