Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 120

Все же армия была жизненно необходима для выживания любой династии, правившей Китаем. Но подход китайского двора к органи­зации войска определялся факторами скорее хозяйственными и по­литическими, нежели военностратегическими. Создатели древне­китайской империи стремились как можно теснее срастить войско с крестьянскими массами Так, правители Цинь ввели для своих под­данных всеобщую воинскую повинность: в их царстве каждый здоро­вый мужчина, достигший тридцати лет, должен был год прослужить в войске своей области.

а

Армия землепашцеввоинов отличалась высокой дисциплиной, ло­яльностью властям и, главное, была очень дешева. Она вполне соответ­ствовала потребностям кратковременной обороны империи от нападе


ний извне, что и было главной стратегичес­кой задачей китайских правителей. Однако она не годилась для затяжных военных дей­ствий или больших походов, надолго отры­вавших крестьян от дома Поэтому на практи­ке устройство войска было более сложным.

На границе империи размешались войска двух типов: отряды военнопоселенцев, кото­рые были заняты главным образом надзором за оросительными каналами и охраной казен­ных амбаров, и профессиональных солдат, несших пограничную службу. Для крупных наступательных операций использовались в основном армии наемннков из числа «варва­ров», а также ссыльные преступники. Такие армии, впрочем, дорого обходились казне и к тому же были очень ненадежны.

Наконец, существовал третий тип вой­ска: дружины местных могущественных се­мей. Эта военная сила становилась господ­ствующей в периоды междуцарствия и внутренних смут.

В эпоху поздних империй, несмотря на постоянное давление ко­чевников с севера, опустошительные набеги пиратов на морское по­бережье и многочисленные восстания, правители великой земле­дельческой державы так и не смогли решить проблему создания эффективного войска. Времена Ханьской династии, когда, как счита­лось, один солдат имперской армии стоил шестерых «варваров», ос­тались далеко позади. В народе военное дело тоже отнюдь не поль­зовалось почетом, о чем напоминает старинная китайская поговорка: «Из хорошего железа не делают гвоздя, хороший человек не служит в солдатах». В начале XVII в. первый русский посланник в Китае Иван Петлин отмечал, что «китайские люди в военном деле робливы».