Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 124

В традиционной военностратегической концепции Китая можно выделить следующие основные положения:

1. Стремление избежать внешнего противостояния, заменяемого принципом «следования» объективному ходу событий и использова­ния силы самих обстоятельств.

2. Так называемое следование обстоятельствам, отличающее муд­рого стратега, обозначает на самом деле не пассивность и тем более духовную косность, а, напротив, чуткое внимание бодрствующего ду­ха. Мудрый стратег выигрывает войну до того, как начнутся военные действия.

3. Придание абсолютной, самодостаточной ценности единичным событиям, ибо событие и есть единственная реальность в китайской политике, где принцип неопределенности бытия (мыслившегося как бесконечность перемен) оправдывался абсолютной властью монарха.

4 Допущение сокрытой глубины, «второго дна» видимых собы­тий. В китайской теории стратегии обман, хитрость с необходимос­тью сопутствуют каждому действию, как тень сопровождает тело, аэхо — звук. Если все внешнее — только отблеск внутреннего опыта, то истинное должно быть представлено ложным. Оттого же в игре стратегий верх одерживает тот, кто лучше себя скрывает и устраня­ется из внешнего пространства действий.

5. Поскольку явления окружающего мира — не более чем тени внутренних превращений духа, допускается и даже предписывается

холоднобесстрастное участие в игре жизни. В этой игре побеж­дает тот, кто видит больше и дальше противника. Неудачники сами виноваты в своих неудачах, ибо поражение есть свидетельст­во духовного несовершенства.

6. Признание двусмысленнос­ти, неопределенности каждого действия, которое является од­новременно реальным и нереаль­ным, истинным и ложным. Други­ми словами, всякое действие с необходимостью носит характер провокации. Отсюда известные положения китайской военной науки, которые гласят: ян проис­текает из инь, жесткость рожда­ется из мягкости, сосредоточен­ность — из расслабленности.