Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 126

Одно из самых интересных и самобытных явлений китайского во­енного искусства—школы кулачного боя. Приемы рукопашной борь­бы с древности входили в программу обучения воинов. Есть сведения, что знаменитый полководец XII в. Юэ Фэй составил классический комплекс из 32 приемов рукопашного боя, которые получили назва­ние «длинный кулак».

Вместе с тем в средневековом Китае сложились и неофициаль­ные, так называемые народные, традиции кулачного искусства. Одна из самых известных школ возникла в чаньбуддийском монастыре Ша олиньсы в провинции Хэнань. Основоположником ее считался осно­ватель чаньбуддизма — Бодхидхарма, а сами занятия кулачным боем рассматривались как часть духовного совершенствования монахов. Со временем в Шаолиньской школе стали различать пять комплексов уп­ражнений, предназначенных для развития различных аспектов жиз­ненной силы: комплекс дракона д ля укрепления духа, комплекс тигра для укрепления костей, комплекс аиста для укрепления «семенной си­лы» (цзин), комплекс леопарда д ля укрепле­ния физической силы и комплекс змеи для укрепления жизненной энергии (ци). В по­следние дватри столетия «народные» шко­лы кулачного искусства получили в Китае повсеместное распространение. Еще и сего­дня общее их число превышает три сотни. Особенно богатая традиция рукопашного боя сложилась в северных провинциях — в Хэбэе, Шаньдуне, Шаньси и Хэнани.

т , • %

С XVII столетия в источниках зафиксировано разделение (вообще говоря, свойственное всей китайской традиции) школ кулачного ис­кусства на «внешние» и «внутренние». К первым обычно причисляют школы, родственные «шаолиньскому кулаку», ко вторым — классиче­ские даосские школы кулачного искусства, зародившиеся, по пре­данию, в монастырях на горе Уданшань в провинции Хубэй. К ним относят главным образом три школы, снискавшие в по­следнее время громкую извест­ность за пределами Китая: «Кулак формы воли» (Синъицюанъ), «Кулак Великого Предела» (Гаиц зицюанъ) и «Ладонь Восьми три­грамм» (Багуачжан). Школа Синъ ицюань существует с XVII в. и представлена несколькими ло­кальными стилями, распростра­ненными в Северном Китае. Шко­ла Тайцзицюань тоже возникла в XVII в., и ее основоположником считается мастер воинского ис­кусства Чэнь Вантин, житель деревни Чэньцзягоу в провинции Хэ нань. Со временем из стиля «семейства Чэнь» выделились другие сти­ли Тайцзицюань — рода Ян, двух родов У и синкретический стиль, со­зданный уже в XX в. мастером Сунь Лутаном. Школа Багуачжан была основана в середине XIX в. Дун Хайчуанем и тоже разделилась на не­сколько стилей.