Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 127

Несмотря на большое разнообразие школ, традиция кулачного искусства в Китае имеет общую теоретическую основу, заложенную принципами духовнофизического совершенствования в даосизме. Технический арсенал этих школ состоит из двух частей: так называе­мых основных упражнений, имевших целью укрепление жизненной силы организма, и собственно технических приемов рукопашного боя. Правильное духовное состояние, способствующее взращиванию «внутреннего ци», достигалось посредством умственной концентра­ции и точного соблюдения определенных телесных поз. Вот некото­рые из этих требований: живот расслаблен и как бы «наполнен», грудь как будто пуста, шея вытянута, но не напряжена, позвоночник стоит, как столб, рот неплотно закрыт, кончик языка касается верхне­го неба, бедра раскрыты, ноги словно «врастают» в землю, подобно корням дерева; стоять нужно «незыблемо, как гора», а ступать так, «будто идешь по илистому полю» или «шагаешь по тонкому льду», то есть не теряя чувствительности и сохраняя тесную смычку с землей, в стойке нужно хорошо чувствовать «три кончика тела»: темя, кончики пальцев и ступни. Тело в его внутреннем восприятии должно быть подобным шару. В боевых стойках нужно стоять, «как натянутый лук», а рука, наносящая удар, должна «вылетать, как стрела, пущенная из лука» и т.д. Существовало правило трех «внутренних» (относящихся к внутреннему состоянию) и трех «внешних» (касавшихся координации конечностей) соответствий, которые обеспечивали цельность вос­приятия и действия.

Правильная телесная поза обеспечивала полную слитность духа, что давало со временем воз­можность овладеть своей жиз­ненной энергией. Вообще цель обучения в китайских школах «ку­лачного искусства» состояла в том, чтобы возвести все внешние движения к их внутреннему про­образу, символической матрице опыта, совпадающей с «волей» творческих метаморфоз жизни. «Воля впереди кулака», — гласит старинная сентенция китайских мастеров боевых искусств. Ритм движений в школах боевых ис­кусств был подчинен закону взаи­модействия инь и ян, который выражался в чередовании и в ко­нечном счете взаимопроникновении различных фаз единого кругово­рота Дао — «раскрытия» и «закрытия», «рассеивания» и «собирания», «мягкости» и «жесткости» и т.п. В наставлениях мастеров Тайцзицю­ань, например, утверждается: