Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 129

бирательства.

Первый свод писаных законов появился в середине VI в. до н. э. Тогда советник правителя царства Чжэн ЦзыЧань приказал выграви­ровать на бронзовых треножниках текст местной «книги наказаний». Новшество ЦзыЧаня осудил сам Конфуций, но в скором времени аналогичные кодексы были приняты и в других уделах чжоуского го­сударства. С объединением Китая под властью династии Цинь возник единый корпус законов империи, который в последующие столетия непрерывно расширялся и детализировался. Кодекс династии Тан включал в себя уже 12 разделов, содержавших в общей сложности 500 статей. К эпохе Мин число разделов в государственном кодексе увеличилось до 30, а отдельных статей — до 606. Цинская династия сократила число статей в законодательстве до 436, причем материа­лы кодекса были сгруппированы по семи большим разделам: общие понятия, административные уложения, гражданские законы, законы о ритуалах, военное законодательство, уголовный кодекс, законы об общественных работах

На развитие традиционного китайского законодательства наи­большее влияние оказали три фактора: политические идеи древней школы легистов, конфуцианская традиция и космологические пред­ставления древних китайцев. Легисты разработали понятие всеобще­го закона как нормы государственной жизни, перед которой равны (или равно бесправны) все под­данные царства. Именно под вли­янием легистскои школы законо­дательство в китайской империи приобрело вид, с одной стороны, административных регламентов, а с другой — уголовного кодекса.

Конфуцианство отстаивало примат «ритуала», коренящегося в «сердце человека», над безли­ким писаным законом, и его влия­ние запечатлено в характерном для китайского права акценте на индивидуальном статусе того или иного лица и особенности ситуа­ции. Китайское законодательст­во определяло степень тяжести преступления в зависимости от ха­рактера отношений между преступником и потерпевшим. Так, убий­ство чиновника простолюдином или отца сыном рассматривалось как отягчающее обстоятельство. Влияние конфуцианства сказывается и в том, что китайское законодательство традиционно придает большое значение мотивации поступков. По преданию, Конфуций, занимая должность верховного судьи в своем родном царстве Лу, предал каз­ни некоего чиновника по имени Шаочжэн Мао только за то, что тот питал «злые и подлые умыслы». Позднейшие государственные кодек­сы фактически ставят знак равенства между намерением и действием