Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 130

Третья группа факторов, обусловивших своеобразие китайского законодательства, имела отношение к идее нерасторжимой связи че­ловеческой деятельности и природного мира Древние китайцы по­лагали, что преступление нарушает мировую гармонию, а отправле­ние закона призвано восстановить мир и согласие не только в

обществе, но и во всем космосе. Отсюда стремление древних ки­тайских законодателей придать юридической практике или по крайней мере некоторым ее сто­ронам космологический смысл. Так, в древних империях в весен­ние месяцы — в пору оживания и цветения природы — полагалось «ослаблять узы на преступниках», в летнее время разрешалось при­менять только легкие наказания, казни же совершали осенью и зи­мой, когда «Небо и Земля выказывают суровость». Впрочем, особо опасных преступников полагалось казнить немедленно, ибо, как счи­талось, задержка казни могла вызвать потрясения в мире.

Некоторые важные особенности китайского права можно рассма­тривать как продукт и легистской, и конфуцианской мысли. К их чис­лу относится, например, отсутствие в императорском Китае независи­мой судебной власти и презумпции невиновности в судебной практике: обвиняемый или подозреваемый уже считался виновным и в ходе расследования должен был доказать свою невиновность. Эта черта китайской юриспруденции восходит, несомненно, к нормам ки­тайской этики «лица», которая руководствовалась идеей взаимозави­симости субъектов отношений: в этой этической системе публичное обвинение человека делало его виновным в глазах общества.

Наказания и суд

С эпохи древних империй сложилась традиционная система «пяти видов наказаний». Все они имели отношение к телесным наказаниям или каторжным работам; штрафы и даже пребывание в тюрьме нака­заниями в старом Китае не считались. Со времен династий Суй и Тан «пять наказании» приобрели следующий вид