Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 18

В старом Китае средняя семья насчитывала примерно 5,5 чел., но нередки были семьи, где имелось по 8—9 детей. Величина среднеста­тистической китайской семьи в настоящее время — около 4,4 чел. Дети до 15 лет составляют 37 % населения, трудоспособные жите­ли — 60 %. Данные китайской демографической статистики тради­ционно показывают преобладание мужского населения над жен­ским, что объясняется, вероятно, желательностью рождения мальчика — наследника и работника — в крестьянских семьях. По пе­реписи 1953 г. соотношение мужского и женского населения равня­лось 107 :100. Вместе с тем количество женщин, способных рожать (от 15 до 49 лет), постепенно увеличивается, что предвещает и уско­рение темпов прироста населения в будущем.

Не менее серьезные проблемы создает и крайне неравномерное размещение населения. Около четверти жителей Китая проживают в плодородных низменностях среднего и нижнего течения Янцзы. На­ибольшая плотность населения — в провинции Цзянсу, где она со­ставляет 605 чел. на кв. км (для сравнения заметим, что в городе Тяньщине эта цифра равна 705 чел., а в Шанхае — чуть больше 2 тыс.). Пятая часть ки тайцев расселяется на равнине нижнего течения Хуан­хэ. Напротив, западные области страны почта безлюдны: в Цинхае и Тибете, занимающих пятую часть территории Китая, проживает лишь 1 % жителей, а средняя плотность населения составляет здесь около 3 чел. на кв. км.

В последние несколько столетий в Китае оставалось довольно стабильным и соотношение между сельским и городским населени­ем В наиболее развитых районах низовий Янцзы городское населе­ние достигало 20 %. Развитие промышленности и урбанизация не по­колебали этого соотношения вплоть до сегодняшнего дня, что объ­ясняется наличием избыточного населения в городах, неспособных принять в массовых количествах переселенцев из деревни. К тому же в КНР миграция из деревни в город была фактически запрещена, и в 50—60х годах, в соответствии с лозунгом Мао Цзэдуна «Поднимай­тесь в горы, спускайтесь в деревни!» большая часть горожан была от­правлена на жительство в сельскую местность для занятия «исправи­тельным трудом». Еще и сегодня в КНР сохраняется институт прописки, препятствующий миграции деревенских жителей. Факти­чески такая возможность предоставляется лишь тем немногим сту­дентам, которые продолжают учебу после окончания высшего учеб­ного заведения.