Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 20

Последующие столетия отмечены относительной стабилизацией хозяйственнодемографической обстановки в стране при наличии

Уличная толп в дни

новогоднего праздника


количественного роста как сельскохозяйственного производства, так и населения. Наблюдается даже незначительный отток населе­ния обратно на Север вследствие перенаселенности наиболее разви­тых районов Юга. Экспансия китайской цивилизации на этом этапе распространяется в основном на горные области ЮгоВосточного Китая и остров Тайвань. Позднее она выходит за пределы собствен­но Китая: во многих странах ЮгоВосточной Азии — на Малайском полуострове, в Индонезии, на Филиппинах — возникают многочис­ленные китайские общины, состоящие в основном из выходцев с южного и юговосточного побережья Китая Здесь китайские пере­селенцы чаще всего именуют себя «танка», то есть «люди Тан» по на­званию Танской династии, правившей Китаем в VII—IX вв., — в эпоху активного заселения Юга.

Нынешнее столетие открыло новые возможности д ля миграции ки­тайского населения. Так, после свержения монархии в 1911 г. наблюда­ется быстрое заселение Маньчжурской равнины жителями Северного Китая. Только в 1927—1928 гг туда переселилось около 1 млн. человек из внутренних областей страны. Позднее власти КНР проводили поли­тику организованного переселения китайского населения в пригранич­ные районы провинции Хэйлунцзян и Синьцзянского автономного рай­она. Не менее 400 тысяч человек переселилось из КНР в Гонконг.

В XX в. существенно расширилась и география китайской диаспо­ры. К настоящему времени китайские кварталы (называемые теперь на английский манер «чайнатаунамн») существуют в большинстве крупных городов Азии, Америки, Австралии и Западной Европы. Они являют образцы того, как традиционная китайская цивилизация мо­жет вписаться в современный мир.