Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 21

История расселения китайцев в собственной стране прочитывается в облике ее отдельных культурных регионов. Культура Севера отлича­ется аскетической простотой и строгостью форм, нередко следующих древним образцам; это канон китайской цивилизации в его наиболее чистом и обнаженном виде. В культуре Центрального Китая — прежде всего Цзяннани — те же формы наполняются эмоциональным содер­жанием и предполагают эстетическую созерцательность, которая, впрочем, остается верной принципам духовной гармонии. Это зрелая классика китайской цивилизации. Наконец, культура прибрежных районов Юга (в основном Гуандуна и Фуцзяни) выделяется изощрен­ностью форм и вкусом к чувственной стороне жизни. Это стадия эпи­гонства, эстетического любования прошлым и, следовательно, расста­вания с традицией: не случайно речь идет об областях, откуда вышло подавляющее большинство китайских эмигрантов.

Несмотря на завидную способность китайцев находить себе место в жизни других стран и народов, существуют весьма жесткие объек­тивные границы для распространения китайской цивилизации как особого хозяйственного уклада. Эти границы установлены природны­ми условиями тех или иных географических регионов, а именно, воз­можностью или невозможностью вести пашенное земледелие — ос­нову основ китайской цивилизации. Китайцы, как уже говорилось, успешно освоили низменности Южного Китая, ассимилировав или вытеснив аборигенное население. Им понадобилось гораздо больше времени для того, чтобы заселить холмистые районы на юге и юго востоке страны. А вот на югозападных рубежах Китая, где преоблада­ет гористая местность, китайцам за много столетий так и не удалось ни ассимилировать, ни даже потеснить местные племена. Что же ка­сается северного и северозападного направлений, то здесь жителям Срединной Империи приходилось держать оборону от воинствен­ных кочевников, которая со временем становилась все более обреме­нительной вследствие экономического упадка северных областей.