Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 22

Итак, исторически китайская цивилизация является продуктом ин­тенсивного земледелия в условиях господства ручного труда. Этим объясняются как серьезные трудности, на которые наталкивается про­цесс модернизации в Китае, так и необходимость переосмысления ду­ховного наследия китайской культуры сообразно потребностям совре­менной жизни, остро ощущаемая и в Китае, и за его пределами.


Рисовые поля вокруг деревни близ г. Шаньтоу, провинция Гуандун

Характер китайского этноса

Китайцы столь многочисленны, а территория их расселения столь обширна и разнообразна, что кажется вполне естественным существо­вание значительных этнокультурных различий между жителями раз­ных областей Поднебесного мира Удивляться следует скорее тому, что китайская цивилизация вообще сохранилась как единое целое на протя­жении своей многовековой истории. Это объясняется прежде всего на­личием общей для всего Китая письменной традиции, воспитывавшей унифицированный класс имперских чиновников. Но под сенью импер­ского единства, в значительной мере лишь символического, жили и пе­реливались всеми красками реальной

исторической действительности мно­гочисленные локальные миры китай­ской цивилизации, порой настолько не похожие друг на друга, что их общую основу было мудрено и заметить. На­пример, знаменитый венецианский пу­тешественник Марко Поло, который долгое время служил монгольским пра­вителям Китая, не имея книжной выуч­ки китайских чиновников, даже не воспринимал Китай как единую страну.Два фактора в особенности способствовали большому локально­му разнообразию китайской цивилизации: вопервых, существенное различие климат ических условий Севера и Юга, с которым связано и различие хозяйственнокультурных укладов северных и южных ки­тайцев, и, вовторых, контакты китайцев с сопредельными народами.