Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 34

Лоле, что близко, и родственники, что млеко, — вот что ценно.

Гее трое землепашцев действуют заодно, туда и бог Богатства приходит.

Научиться торговать можно за три года, но чтобы научиться хозяйствовать на земле, не хватит целой жизни.

Воин не должен бояться смерти, а землепашец — навоза.

Будешь угождать Брюху — потеряешь дом.

Лучше меньше тратить, чем Больше зарабатывать.

Если ноги сельчан не Будут в грязи, жирные рты горожан Будут пусты.

За несколько тысячелетий ис­тории китайской цивилизации хо­зяйственный уклад китайцев тесно сросся со всеми составляющими их образа жизни. В частности, су­ществует прямая зависимость между типом земледелия и чис­ленностью жителей данной мест­ности Только культура заливного риса в сочетании с применением высокоэффективных удобрений делает возможной высокую, поч­ти равную городской плотность населения в районах нижнего те­чения Янцзы. За последние семь столетий производительность земледелия здесь выросла приблизительно в восемь раз. Одновремен­но неуклонно снижалось количество обрабатываемой земли, приходя­щейся на душу населения. В начале н э оно составляло около 1,4 га, а в 1400 г —уже 08 га. Особенно быстро этот показатель снижался в по­следние столетия — с 0,6 га в 1675 г. до 0,18 га в 1859м.

Выращивание риса

Выращивание заливного риса стало наиболее примечательной чер­той китайской цивилизации, в которой как в фокусе отразились все стороны жизненного уклада и все главные жизненные ценности ки­тайцев любовь к труду, неистощимое терпение, доверие к жизненнымсилам природы. Китайский крестьянин приникает к земле соработни чает с ней и в конце концов, так сказать, одомашнивает ее Ему в рав­ной мере чужды как мистически]! трепет перед «матерьюсырой зем­лей», так и бездушнотехницистское коверканье, убиение природы.