Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 36


заживание рисовой рассады. Гравюрп XVIII в.

Затем рассаду высаживали в поле длинными грядками и зали­вали водой на высоту до полуме­тра. Для подачи воды традицион­но использовали водоподч>емные колеса и сточные трубы из ство­лов бамбука. Пока рис находился под водой — а это длилось при­мерно три летних месяца, — поле приходилось практически бес­прерывно очищать вручную от сорняков. Перед сбором урожая воду с поля спускали. Убирали урожай тоже вручную, срезая серпом каждое растение в от­дельности. Вручную собранное зерно молотили, провеивали и мололи каменными жерновами. Впрочем, во многих местностях имелись и водяные мельницы, к которым власти относились до­вольно враждебно, поскольку они забирали немалую часть во­ды, годной для орошения.

С X в. в обиход китайцев вошли новые высокоурожайные сорта риса, завезенные из ЮгоВосточной Азии. Успехи агротехники в соче­тании с усердием и трудолюбием китайских крестьян сделали культу­ру заливного риса хозяйственной основой расцвета городов и замеча­тельных культурных достижений, которыми отмечена эпоха поздних китайских империй.

Технические куяыпуры

Самой известной технической культурой Китая являются тутовые деревья, или шелковицы, листья которых служат пищей для шелко­вичных червей, дающих шелковую нить — сырье для производства шелка, материала, очень удобного в быту: легкого, прочного, защи­щающего и от жары, и от холода, приятного на ощупь. Китайцы зна­ли секрет изготовления шелковых тканей с давних времен и долгое время — до середины I тысячелетия — успешно скрывали его от дру­гих народов. Шелк настолько славился в древнем мире, что дал назва


ние торговому пути соединявше­му Китай со странами Ближнего Востока, и даже самим жителям этой страны. Древние римляне называли китайцев хегеь — «люди шелка».