Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 40

Другой вид чая — это так называемый черный чай (покитайски он зовется «красным»). Листья черного чая подвергаются ферментиза­ции еще до нагрева и содержащиеся в нем масла растворяются в во­де, окрашивая ее в темные тона. Подобный способ заготовки чая, на­иболее привычного для жителей России, распрост ранился в Китае лишь с XVII столетия. Черный чай тоже производится по всему Юж­ному Китаю, и в настоящее время главным центром его промышлен­ного производства являются югозападные провинции.

Третья категория чая, не имеющая аналогов за пределами Китая,улунский, занимающий промежуточное положение между зеле­ным и черным чаем. Этот чай, обладающий совершенно особым аро­матом, распространен в Фуцзяни, Гуандуне и на Тайване. Самый изве­стный его сорт носит название «железная Гуаньинь».

Чайный лист хорошо впитывает ароматы других растений, и китай­цы нередко пьют его с различными добавками—лепестками жасмина, хризантемы, персика и проч. Чай с жасмином особенно популярен в Пекине, где его прежде любили пить обитатели императорского двор­ца. Южане же относятся к этому обычаю с подозрением. Существует и множество сортов чая, оказывающих различное целебное воздейст­вие. Традиционно чай продавался в Китае в виде брикетов.

Чаепитие было и остается в Китае настоящим ритуалом, демонст­рацией хороших манер и утонченного вкуса. Беседа за чашкой чая до сих пор является в этой стране популярнейшей формой дружеского общения, причем с посещения чайной китайцы обычно начинали свой день. Чай фигурирует в качестве главного ритуального напитка в домашних жертвоприношениях китайцев, в свадебных подарках и погребальных обрядах. Разумеется, большое значение придавалось и чайной посуде, и воде, используемой д ля заваривания чая, и тем более способам заварки. (Уже в IX в. знатоки различали 16 правил ки­пячения воды.) Особенно высоко ценились вода из горных ключей, свежевыпавший снег, роса, со­бранная с бамбука. Менее же все­го для чаепития годилась коло­дезная и вообще всякая стоячая вода. Чайные листы нельзя было трогать рукой — их клали в чай­ник специальными щипцами, а перед заваркой обдавали кипят­ком. Посуду и чайник для заварки тоже споласкивали горячей во­дой. Кипятить же воду для чая полагалось на угле, доставлен­ном из тех мест, где произрастал чай. В средние века появилась и специальная фарфоровая и кера­мическая посуда для чаепития. В эпоху Тан в моде был белый и се розеленый фарфор, который, если ударить по нему палочкой, «издавал голос скорбящей яш­мы». Позднее распространились чашечки черного цвета, а в эпоху Мин — белый фарфор, расписанный кобальтом. Тогда же, в эпоху Мин, в повседневный обиход китайцев вошли керамические чайники. Наибольшей славой пользовались изящные чайники из красной гли­ны, изготовлявшиеся в Исине.