Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 46

1итцл, ФИНАНСЫ, КОММУНИКАЦИИ

Городской уклад

Однородность хозяйственного уклада великом земледельческой империи обусловила и повсеместное распространение единого типа поселений в древнем Китае. Еще на рубеже н. э. средние и мелкие го­рода на равнине Хуанхэ по своей застройке почти не отличались от деревень в собственном смысле слова. И те и другие имели форму прямоугольника или квадрата, обнесенного земляным валом с че­тырьмя воротами. Большинство жителей даже крупнейших городов имели свои поля за городскими стенами, а порой и в городской чер­те. Внутри стен поселения состояли из отдельных и тоже обнесен­ных невысокими стенами кварталов, которые именовались ли — «об­щина». Так, раскопанное в местечке Усичжэнь (пров. Хэбэй) городище ханьской эпохи состояло из десяти кварталов одинакового размера, расположенных по обе стороны от главной улицы. Несколь­ко таких общин, возглавлявшихся старейшинами, образовывали в рамках одного поселения более крупные административнотеррито­риальные единицы — сян. Последние тоже имели свои органы влас­ти, совмещавшие функции полицейского надзора и самоуправления.

Крушение древних империй и массовые миграции населения при­вели к распаду этой унифицированной системы поселений. Именно тогда в китайском языке появилось слово «цунъ», обозначающее де­ревню. На Юге получают распространение небольшие, отличавшие­ся свободной застройкой селения в несколько домов или даже от­дельные хутора. С середины I тыс. в государственных уложениях империи уже существовало разделение на расположенные «внутри


стен» юродские кварталы (фан) и «находившиеся в диком поле» де­ревни. Тем ие менее квартальная система застройки и строгая плани­ровка городов сохранялись еще в течение нескольких столетий.