Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 47

С рубежа II тыс. н. э. в облик китайских городов разительно ме­няется. Империя переживает «городской бум», вызванный бурным ростом ремесла и торговли. Резко возрастает число городов и чис­ленность горожан, достигшая в наиболее развитых районах макси­мальной для старого Китая цифры — 15—20 % населения. Крупней­шие города империи насчитывали до миллиона и более жителей.

Улица

в столичном /ородк 1ншфынс Фрагмснт живописного свитка Чжан Цзэдуаня *Вссснний праздник в столице*. XII в.

Не будучи в состоянии вместить всех переселенцев из деревни, горо­да выплескивались за свои стены, обрастали посадами и городами спутниками. Система городских кварталов отмерла, и города стали делить просто на секторы со своими органами управления, выпол­нявшими функции полицейского участка, суда и пожарной охраны. Одновременно торговля распространяется по всему городу. В XII в. литератор Мэн Юаньлао писал о тогдашней столице империи Кай фыне: «От главных улиц до квартальных переулков большие и малые лавки стоят дверь к двери, так что нигде нет ни клочка свободной земли. Каждое утро, едва забрезжит рассвет, по обеим сторонам улиц и переулков открываются лавки, и на всех ста рынках начинается бой­кая торговля». В ту эпоху торговая улица уже стала средоточием жиз­ни города, здесь наблюдается и обособление торговой деятельности по разным признакам —предмету торга, времени, структурному уров­ню. В больших городах возникают специализированные рынки — овощные, мясные, рыбные, скотные, шелковые, цветочные, лекарст­венные и пр. Торговля разрослась не только в пространстве, но и во времени: появляются утренние и ночные рынки, и поныне составля­ющие одну из примечательных особенностей китайских городов. Еще одна характерная черта — преобладание мелкой розничной тор­говли, рассчитанной на простых горожан. Она велась повсюду — с