Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 48

лотков, лодок, повозок п прямо на земле. Множество бродячих улич­ных торговцев продавали разную мелочь. Львиную долю товаров все­гда составляли продукты питания и готовые кушанья, так что боль­шинство жителей китайских городов до сих пор предпочитают питаться в ресторанчиках или приносить домой готовую еду В сфе­ре общественного питания тоже имелось детальное разделение тру­да: наряду с дешевыми закусочными существовали рестораны для бо­гатых гурманов, где клиентам предлагалось разнообразнейшее меню деликатесных кушаний, а официанты записывали заказы в специаль­ных книжечках. Стоило им чтонибудь перепутать, как они тотчас ли­шались места. Платить в китайских ресторанах было принято сразу после того, как заказ сделан. Любимым местом собраний и развлече­ний были чайные: здесь горожане обсуждали последние новости, за­ключали торговые сделки, смотрели популярные зрелища вроде пе­тушиных боев, представлений фокусников и акробатов и т.д. В чайные допускались даже бедняки, не имевшие ни гроша: по обы­чаю, они могли допивать оставленный другими чай.

Китайская империя, не имевшая сословия феодальной знати, не знала и традиции городовзамков или городовакрополей Город в Ки­тае не угверждал и не пытался утвердить себя в качестве самостоя­тельной политической силы. Империя посвоему «признала» город, введя для горожан отдельную систему налогообложения, но отказы­валась видеть в горожанах особую социальную группу и не допускала даже мысли о возможности существования особого городского права.

на реке, фрагмент "я Чжан Цяэдуанн

Поскольку город был средоточием всей политической, экономи­ческой и даже культурной жизни империи, городское общество было весьма неоднородным и пестрым по своему составу. Значительную часть населения городов — в столицах до четверти всех жителей — всегда составляли служилые люди, их семьи и прислуга. Рядом с чи­новниками на верху социальной лестницы стояли богатые купцы. И