Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 49


хотя они теоретически оставались наиболее бесправным слоем об­щества, торговля была в большинстве случаев главным источником преуспеяния знатных служилых семей, а купцы — действительными хозяевами городов. Перенимая манеры и образ жизни служилой зна­ти, купцы диктовали неписаные законы городского «шика» и даже, по примеру имперских чиновников, любили выставлять себя благо­детелями простого люда. Один автор XIII в. сообщает, что богачи Ханчжоу нередко за свой счет хоронили покойников из бедных се­мей, а в холодное время по ночам тайком подсовывали под двери обездоленных деньги, и бедняки, обнаружив их утром, «думали, что деньги упали с неба». Публичных больниц или приютов в китайских городах не существовало вплоть до XX в. До некоторой степени роль таких домов призрения могли выполнять буддийские монастыри.


Насколько парадный облик китайского города определяли высо­комерные чиновники и утопавшие в роскоши купцы, настолько же в своем будничном, неприкрашенном виде город представал скопле­нием задавленных нуждой людей. Если лицо китайского города с эпохи позднего Средневековья определяла уличная стихия, то наибо­лее заметным элементом этой стихии были городские люмпены — «работные люди» {кули), бродячие поденщики, знахари, артисты, и прочая «голь перекатная», которую в Китае называли «людьми рек и озер» (цзяиху). Имущественная дифференциация среди торговцев была очень велика известно, что в средневековом Китае две трети налогового сбора с горожан поступало всего лишь от 0,2 % торговых семей. Основная масса торгового люда была представлена бродячими торговцами снедью и всяким мелким товаром—таких уже в XIII в. со­временники насчитывали до 177 разновидностей. Значительную часть городских жителей составлял обслуживающий персонал раз­личных заведений, домов знати и богачей. Среди них, помимо обыч­ных слуг, мы встречаем учителей словесности, музыкантов, художни­ков, садовников, портных, зодчих, домоправителей и пр Большим спросом пользовались красивые женщины. В XII в. современник от­мечал, что жители Ханчжоу «очень радуются, когда у них рождается дочь, и берегут ее, словно драгоценную жемчужину. Когда она под­растает, в зависимости от природных наклонностей, ее обучают раз­ным искусствам. Одних готовят к тому, чтобы быть певичками в домах высокопоставленных особ. Меньше ценятся девушки свиты, служан­ки, девушки на подсобных работах, швеи, актрисы, прачки, девушки, искусные в игре на цитре или в шашки, поварихи и кухарки». В горо­дах всегда было немало и разного рода злачных заведений. Проститу Г