Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 50

цпя в них была в целом точным слепком городского общества: от

дельные куртизанки, имевшие успех в высшем свете, жили в роско­ши; рядовые жрицы любви влачили полуголодное существование, обслуживая таких же бедняков, не имевших денег на женитьбу.

Внутри и вокруг крупнейших городов империи имелись десятки

монастырей и сотни кумирен. В старом Китае монастыри, помимо

прочего, соединяли в себе функции ростовщической конторы, лом

барда и банка При монастырях устраивались регулярные торги и яр­марки. Монахи извлекали доходы и множеством других законных и не­законных способов — розыгрышем лотерей, отливкой фальшивой н монеты, продажей талисманов, сдачей внаем жилья, содержанием по стоялых дворов и т.д. Люб11мым же их занятием было ходить по домам и за небольшую мзду учить обывателей, как отвратить грозящую беду.

Другими заметными персонажами уличной жизни китайских го­родов были гадатели, знахари, сказители и актеры, профессиональ­ные игроки, грузчики и всевозможные носильщики. Повсюду име­лись и бандитские шайки, державшие под контролем отдельные улицы и кварталы. Члены шаек называли друг друга «братьями», сво­их вожаков — «дедами» и собирались обычно в какойнибудь чайной, которая на воровском жаргоне звалась «пристанью».

В эпоху позднего Средневековья в центральных областях империи сложилась новая система рыночных центров. Низшее ее звено состав­ляли так называемые сенные, или «неофициальные рынки» (цаоши); на Юге их обычно называли «пустующими рынками» (сюиши). То бы­ли периодические сельские рынки с 2—6дневным циклом, стихийно возникавшие на торговых путях, перекрестках дорог, у мостов, мона­стырей, поместий, причалов и т.д. На них крестьяне из близлежащих деревень обменивали свою продукцию на товары, привозимые из го­рода. Автор XIII в. отмечал, что в низовьях Янцзы и Хуайхэ «повсюду на слиянии рек стоят сенные рынки, и при них живет много богатых семей». Нередко такой рынок приходился на 3—4 деревни или даже функционировал в каждой деревне.