Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 53

Тайна китайского города — не стяжение воедино воли и мудрос­ти племени, а расползание, рассеивание городского пространства в мировом просторе, самопотеря города в пустоте небес. Недаром все дома здесь одинаковой высоты, все они равно далеки и равно близки небесной лазури. Китайский город словно хочет устранить сам себя, перейти в иное качество. Он питается блеском и возбуждением уличной толпы, но это мир обманчивого блеска и возбуждения, вну­шающего чувство иллюзорности переживаемого. Он рожден культу­рой, где считалось изысканным готовить так, чтобы бобы имели вкус мяса, а мастера обрабатывали камень, словно мягкое, податливое стек­ло. В названиях средневековых описаний городов постоянно мелька­ют упоминания о сне: «Записи снов о красотах Восточной столицы», «Увиденное во сне, пока варилась каша», «Сновидения Таоаня», «Сны о Янчжоу», «Записи вечного сна»... За этими несколько манерными заго­ловками проглядывает правда о призрачном бытии города.

«Снится городу: все, чем кишит .» Хрупок и быстротечен мир сно­видений. Таков же мир китайского города, грезившего своей эфемер­ностью, жившего предчувствием катастрофы и выплескивавшего свои страхи в бесчисленных рас­

Поэтому, если вы заходите только для то­го. чтовы поесть и немного выпить, не надо подниматься наверх. Те. кто хотят поесть на скорую руку, сидят внизу — в помещении, где. как говорят, «смотрят на дверь и улицу®.

Когда клиент салится за стол, официант подносит ему образцы кушаний и спра­шивает. чего желает посетитель. Только после этого он принесет то. что тот зака­зал. Люди, не знакомые с этим оьычаем. начинают сразу есть осразцы блюд, чем немало смешат окружающих. Стоимость оьеда в харчевне может быть разной. Если заказать только еду Без ви­на. это называется «поесть скромный суп®. «о если пригласить за стол девиц, то они скорее всего закажут самые доро­гие Блюда. Поэтому в харчевне нужно быть настороже и не позволять никому оБмануть сеья. Один из приемов, к при­меру. заключается в том. чтобы заказать сразу десяток Бутылей вина, а открывать их по одной. 8 конце концов посетитель выпивает только пять или шесть Бутылей, а остальные может вернуть хозяину. В некоторых чайных соБИраются юноши, торгующие собой. В других бывают тор­товые и мастеровые люди, которые на­нимают слуг или работников. «Водяные чайные дома® — это на самом деле до­ма терпимости. Некоторые молодые люди охотно проводят там время, и деньги, ко­торые они тратят, называются «деньги на сухой чай®.

Из книги «Увиденное во сне, пока варилась каша».

Около 1240 г.

Город вырабатывал новую психическую дистанцию в чело­веке, новое качество человечес­кого самосознания. Он создавал среду, так сказать, вторичной символизации в культуре, ре­флексивного и эстетического от­ношения к жизни, творческого поновления культурных норм. Он срывал с этих норм священ­ные покровы интимности, пре­вращая их в «зрелище», высвечи­вал все темные углы жизни. В городе все становилось публич­ным, все делалось напоказ. Осу­ществлявшееся городом самоос