Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 57

Нельзя думать, впрочем, что город предоставлял полную свободу игре фантазии. Это значило бы спутать городскую утопию вседозво­ленности с действительностью средневекового городского общест­ва. Игровой характер проецируемых обществом вовне себя символи­ческих типов оборачивался вполне серьезной пропагандой ценностей этого общества.

Сила китайского города состояла в том, что он был стихией, де­лавшей массовость и публичность стилеобразующим началом культу­ры. Слабост ь же его заключалась в том, что он был только стихией. И в стихийности своей город парадоксальным образом смыкался с де­ревней. Организация городского пространства в Китае воспроизво­дила сельские образцы, а идеалом горожан была жизнь «на лоне при­роды» (что, разумеется, предполагало дистанцирование от реального деревенского быта) Город в Китае черпал свою силу в том, что лиша­ло его самостоятельности, он сближался с деревней, отдаляясь от нее, определял себя в преодолении своих границ. В этом качестве он был подлинным фокусом китайской цивилизации.

Деньги

Первоначально, еще в иньскую эпоху, роль денег выполняли ра­ковины каури, привозившиеся на равнину Хуанхэ из Южных морей. На рубеже II—I тыс. до н. э. появились их бронзовые имитации — пер­вые металлические деньги в Китае. В эпоху Западного Чжоу начали отливать бронзовые деньги в виде пластин, колокольчиков и клю­чей; надписей на них еще не было. Позднее в древнекитайских царст­вах получили хождение деньги трех основных видов: на территории чжоуского домена и сопредельных территорий, а также в западном царстве Цинь были распространены монеты в форме мотыги, в вос­точном царстве Ци отливали монеты в виде ножа, в южном царстве Чу использовали золотые слитки. Заметим, что монеты в древнем Ки­тае не чеканили, а отливали в специальных каменных формах, что со­здавало возможности для злоупотреблений.