Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 60

Правители Китая всегда уделяли большое вниманне коммуника­циям. Со времен древних империй существовала сеть государствен­ных дорог, связывавших столичный район с центрами провинций и пограничными областями. Эти дороги достигали \5м в ширину и бы­ли обсажены соснами. Известно, что в столице ханьскон империи Чанъане сходились семь «императорских трактов». Для нужд проез­жающих служилых людей на государственных дорогах были устрое­ны почтовые станции, располагавшиеся на расстоянии 30 ли (около 10 км) друг от друга. Подсчитано, что в средневековом Китае прави­тельственные гонцы передвигались по казенным трактам в среднем со скоростью 100 км в сутки.

В позднее Средневековье государственные дороги постепенно приходят в упадок, хотя еще в XVII в. они вызывали восхищение пер­вых европейских путешественников. Вместе с тем во многих районах Юга, вследствие невозможности содержать тягловых животных, преобладания гористой местности и не в последнюю очередь избыт­ка рабочих рук, дороги практически отсутствовали, и все грузы до са­мого последнего времени переносились людьми.

С глубокой древности в Китае получил распространение традици­онный для этой страны тип двухколесной повозки с двумя или тремя бортами и крышей. В такой повозке путешествовал по Китаю в поис­ках добродетельного правителя первый китайский мудрец — Конфу­ций. Во времена Конфуция главную военную силу представляли бое­вые колесницы, запряженные четверками коней, и могущество царств измеряли числом колесниц, которым оно обладало.

В эпоху древних империй знатные люди ездили в изящных откры­тых экипажах с одной осью, крытых шелковым балдахином. В такие экипажи запрягали пару или четверку лошадей. Впоследствии лоша­ди как тягловая сила исчезают, и их мест занимают быки и мулы. Но лошади, конечно, остались самым быстрым и удобным средством пе­редвижения, причем китайцы заимствовали принятый у кочевников Севера тип седла. Одно время умение ездить верхом почиталось да­же доблестью для служилого человека, хотя китайцы садились на ко­ня со специальной скамеечки.