Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 61

В последние несколько столетии китайской истории самым пре­стижным средством передвижения в Срединной Империи стал па­ланкин, первоначально распространившийся на Юге. Первые упоми­нания о паланкинах относятся к началу н. э., причем тогда они еще не были почетным видом транспорта. В средневековом Китае были рас­пространены паланкины двух типов: имеющие вид кресла, укреплен­ного на носилках, и так называемые теплые паланкины, которые име­ли форму как бы деревянной будки, с задергивающимися изнутри занавесками. Несли паланкин двое, но чаще четыре или восемь—тра­диционное число — носильщиков. Существовало два способа несе­ния паланкина: обычный и «на уровне карнизов крыш». В городах но­сильщики составляли особую группу рабочих люден, отличавшуюся

своим профессиональным жаргоном, особой манерой переговари­ваться двустишиями и дерзким поведением.

Что касается грузового транспорта, то здесь господствовал тип двухколесной телеги с двумя бортами, верхний край которых совпа­дал с высотой колес; передняя стенка телеги обычно забиралась де­ревянной решеткой. Со временем эта телега приобрела удлиненную форму и стала более вместительной К задней ее стенке подвешива­ли колокольчик, который помогал погонщикам избегать столкнове­ний в тесноте городских улиц. В народе этот тип телеги называли таипин нэ — гелега великого спокойствия». Существовала и другая

разновидность такой грузовой телеги, размером поменьше, в ко­торую впрягали только одного быка. Нередко над телегой уста­навливали крышу, защищавшую грузы. В городах описанный вид повозок могли использовать и для перевозки пассажиров, для чего к повозке приделывали с трех сторон высокие стенки с за

навесками. Крестьяне в своем хозяйстве использовали двухколесную тележку типа тачки, в которую впрягали мула. Впрочем, последнего с успехом мог заменить человек.