Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 62

С конца XIX в. в Китае распространилась пришедшая из Японии мода на рикш. В крупнейших городах рикши становятся основным видом пассажирского транспорта, успешно конкурируя в этом каче­стве с трамваем. Жизни рикши посвящено одно из лучших произве­дений современной китайской прозы — роман Лао Шэ «Счасгливчик верблюд». В последние десятилетия пеших рикш на улицах китайских городов сменили велорикши, которые уже совсем недав­но уступили место современным представителям индивидуального общественного транспорта — владельцам мотоциклов, которые в не­больших городах заменяют такси.

Ведущую роль в хозяйстве Китая, особенно на Юге, традиционно играл водный транспорт. Главными транспортными артериями стра­ны служили, разумеется, две ее крупнейшие реки — Хуанхэ и Янцзы. Но с древних времен китайцы с успехом сооружали и крупные каналы, предназначенные для транспортировки грузов. Еще в конце III в. до н. э., при императоре Цинь Шихуанди, был прорыт так называемый Волшебный канал, соединивший Янцзы с рекой Сицзян в Южном Ки­тае. Спустя тысячелетие канал был реконструирован, число шлюзов на нем возросло до 30. Этот канал не утратил хозяйственного значения и в наши дни. В VII в. начал действовать Великий (иногда называемый Императорским) канал, связавший низовья Янцзы с Северной равни­ной — традиционным политическим центром Китая. Первоначально новый водный путь был построен из военностратегических соображе­ний, но очень скоро он стал и жизненно важной для правительства транспортной артерией, поскольку сделал возможным бесперебойное снабжение зерном столичного района в обход морского побережья,где существовала угроза штормов и нападений пиратов. Позднее канал был продолжен на юге до Ханчжоу, а на севере до Пекина