Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 63

Джонки на реке. С картины XVIII в.

На китайских реках издавна был распространен тип плоскодон­ной лодки длиной около 10 метров с навесом, палубой, мачтой с па­русом прямоугольной формы и небольшим помещением в трюме. В европейской литературе она именуется обычно джонкой (слово это малайского происхождения). Такие лодки — вместительные, устой­чивые и вместе с тем обладавшие высокой проходимостью — исполь


зовались в основном для перевозки грузов. Имелись в Китае и круп­ные грузовые суда, достигавшие в длину 30 и более метров. Обычно их использовали для перевозки зерна. Уже к рубежу н. э. древние ки­тайцы умели строить двухпалубные суда, в последующие столетия в Китае появились суда с тремя и более мачтами и рулевым управлени­ем. Крупные джонки служили также в качестве пассажирских судов на реках и озерах Китая. Конструкция китайских джонок оказала за­метное влияние на форму судов в ЮгоВосточной Азии. В городах бы­ли популярны и плавучие рестораны, предназначавшиеся для прогу­лок по воде — любимого развлечения китайцев во все времена.

В Китае существовало несколько типов морских судов. Наиболее распространенными были плоскодонные, так называемые песчаные суда (гиа чуанъ), а также «фуцзяньские суда» (фу чуть) и «птичьи су­да» (няо чуанъ), удлиненные нос и корма которых придавали их об­лику сходство с птицей. В отличие от плоскодонных речных судов, предназначенных для мелководья, эти корабли имели округлое дни­ще и высокую палубу, что делало их более быстроходными и манев­ренными (но менее устойчивыми). Водоизмещение морских судов обычно составляло 500—800 т.В современном Китае главным транспортным средством являются железные дороги, которые перевозят около половины всех грузов и около 60 % пассажиров. Первая железная дорога в Китае, Шанхай — Нанкин, была построена в 1874 г. Долгое время сеть железных дорог в стране росла крайне медленно, чему виной были внутренние смуты,а нередко и сопротивление местМевозможно вообразить, как заботятся