Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 67

Эпоха ШаньИнь

Обитатели Срединной Империи вели отсчет своей истории от по­лубожественного существа Фу Си и его сестры, или жены, Нюй Ва. В представлении древних китайцев, у них были человеческие головы и змеиные тела. Фу Си считался изобретателем календаря, музыки, пер­вых графических символов и даже супружества. Его спутнице преда­ние приписывало починку небосвода и сотворение человеческого рода из глины. Фу Си и Нюй Ва наследовал мифический правитель Шэньнун (то есть «Божественный земледелец»), научивший людей земледелию и торговле. После Шэньнуна миром правил Хуаиди, или Желтый Владыка, который слыл в Китае основоположником госу­дарственности и многих полезных ремесел. Супруге Желтого Влады­ки отводилась роль основоположницы ткачества.

С Желтого Владыки начина­ется эпоха так называемых Пяти императоров, из которых послед­ние два, Яо и Шунь, уже фигури­руют в древнейших письменных памятниках Китая Яо почитался в китайской историографии как образцовый правитель который был настолько бескорыстен, что решил передать трон не собст­венному сыну, а некоему Шуню, человеку бедному, но мудрому. Яо окончательно убедился в правильности своего выбора после то­го, как Шунь обнаружил способность жить в мире и согласии с дву­мя дочерьми Яо, данными ему в жены В свою очередь, Шунь пере­дал трон достойнейшему из своих служащих Юю, который, по преданию, трудился до изнеможения, чтобы обуздать потоп и наве­сти порядок на Земле. Когда же Юй умер, люди пожелали видеть на престоле его сына. Так возникла первая династия, которая называ­лась Ся. Ею открывается эпоха «Трех Династий» — древнейшая исто­рическая эпоха в Китае.

Прямых свидетельств существования династии Ся не обнаруже­но, хотя известна генеалогия ее правителей и еще в древности ее на­звание дало жизнь одному из традиционных самоназваний К тая — Хуася. А вот о следующей из Трех Династий — династии Шан, или Инь, — китайские хроники содержат вполне достоверные сведения.