Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 71

Сыном Неба (тянъ цзы). В свою очередь, гуны и хоу жаловали своим близким родичам титулы даифу. Низший слой чжоуской аристократии составляли ши, или «служилые люди» — потомки знатных людей по боковой ли­нии. Наконец, ниже ши находи­лись простолюдиныземледель­цы, из которых набиралось пешее войско. Имелись в чжоуском об­ществе и рабы.

Так в государстве Чжоу сло­жился иерархический строй, ох­ватывавший все стороны жизни общества. Чжоусцы отказались от человеческих жертвоприно­шений и оргиастических культов, провозгласив главной доблестью человека его добродетель. В частности, младший брат основателя Чжоуской династии и регент при его малолетнем наследнике, Чжоу гун, вошел в историю как образец добродетельного мужа и мудрого советника, без которого государь не может управлять Поднебесной. Вообще Чжоускую династию можно считать основоположницей ки­тайской цивилизации: именно при ней сложились основные государ­ственные институты и нравственные ценности, определившие лицо китайской империи и китайской культуры.

Со временем традиционные места обитания чжоусцев стали под­вергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. прави­тель Чжоу Пинван был вынужден перенести свою столицу на восток, в город Лои (на месте нынешнего Лояна). Теперь чжоускнй правитель жил на земле удельных правителей, и его власть над последними ста­ла чисто номинальной. Им оставалось уповать лишь на силу нравствен­ного авторитета. Начался период Восточного Чжоу, или, как его еще называют, «Разделенных Царств» — период все более углублявшейся раздробленности и постепенно усиливавшегося соперничества между отдельными уделами. На политической карте Китая того времени можно выделить две основные группы уделов, а фактически самосто­ятельных царств. В центре тогдашнего ареала китайской цивилизации располагались относительно небольшие и слабые в военном отноше­нии царства, которые в большш 1стве своем были основаны ближайши­ми родственниками первых чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Цзинь, Хань, Сун и др. Именно правители этих центральных уделов впервые стали называть свои владения Срединны­ми Государствами. На периферии же возникли более крупные и могу­щественные государства: на востоке — приморское царство Ци, разбо­гатевшее на торговле солью, железом и продуктами моря; на севере — царство Янь; на западе — царство Цннь, богатое боевыми лошадьми; в районе среднего течения Янцзы — царство Чу, самое крупное из всех древнекитайских царств; в низовьях Янцзы — царства У и Юэ. Эти ок­раинные государства, особенно южные, не включались жителями цен­тральных уделов в число Средннных Государств.