Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 72

С VII в. до н. э. среди сильнейших царств разгорается борьба за первенство. На первых порах она велась под флагом реставрации власти чжоуского дома. Возникло понятие «гегемона» (ба), который управляет голой силой, в отличие от чжоуского царя (ван), воздейст­вующего на подданных «силой добродетели». Впервые звание гегемо­на принял в 651 г. правитель царства Цн Хуаньгун, затем оно пере­шло к правителям Сун и Цзинь, а с конца VII в. до н. э. — к правителям южных царств. В 544 г. до н. э. удельные правители на своем общем съезде заключили договор о мире, но и это соглашение соблюдалось недолго. Вскоре войны вспыхнули с новой силой.

Эпоха Борющихся Царств

481 г. до н. э. — год окончания древнейшей китайской летописи «Чунь цю» («Весна и Осень») —традиционно считается рубежом, отде­ляющим эпоху Разделенных Царств от следующей за ней эпохи Борю­щихся Царств. Эта, казалось бы, чисто условная дата на самом деле знаменует начало глубоких перемен в общественной и хозяйственной жизни древних китайцев. Распространение железных орудий, созда­ние больших оросительных систем, применение новых удобрений и прочие достижения агротехники позволили заметно увеличить про­изводительность земледелия, что вкупе с совершенствованием транспортных средств привело к быстрому росту населения, появле­нию крупных центров ремесленного производства и больших горо­дов. Впервые на сцену китайской истории выходит фактор массовос­ти в его разнообразных проявлениях — от высокой плотности населения в наиболее развитых районах до людской толпы на улицах городов. Новые условия хозяйствования и бурный рост торговли сделали возможным появление частной собственности. В обществе обострялись противоречия между богатыми выходцами из низов — землевладельцами, купцами, владельцами мастерских — и наследст­венной аристократией с ее привилегией занимать высшие государст­венные посты. В IV в. до н. э. в большинстве крупных царств были проведены политические реформы которые упразднили многие тра­диционные привилегии родовитой знати и открыли доступ к власти богатым простолюдинам. При дворах правителей царств ведущая роль переходит к наемным стратегам и администраторам, которых це­нили за их таланты и профессиональные знания. Во многих царствах были учреждены административные округа, которые управлялись на зщченными правителем чиновниками. Так складываются начатки бю­рократического управления, характерного для государственного строя китайской империи.