Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 77

Посте смерти Уди на ханьском престоле оказались малоспособ­ные правители; при дворе процветал фаворитизм, власть часто попа­дала в руки временщиков из числа родственников императриц пли служителей императорского гарема. Одновременно широкие массы крестьянства — неизменной опоры трона — разорялись и пополняли ряды бродяг или батраков в хозяйствах крупных землевладельцев. Ос­лабление ханьского дома привело к тому, что в 9 г. н. э. родственник императрицы Ван Ман провозгласи1' воцарение собственной династии Синь, что значит Новая. Если Цинь Шпхуанди был первым в китайской истории императоромдеспотом, строителем централизованного го­сударства, а Лю Бэй явил тип первого императорапростолюдина, пришедшего к власти на волне народного восстания, то Ван Ман стал первым в истории Китая политикомреформатором, пытавшимся воз­родить «древние порядки». Свой общественный идеал Ван Ман на­шел в описаниях раннечжоуского государства. Он восстановил древ­ние знатные титулы и наследственные должности, объявил все земли собственностью правителя, запретил куплю и продажу рабов, ввел государственные монополии на важнейшие товары и собствен­ную монету, напоминавшую монеты древности.

Политика Ван Мана, естественно, натолкнулась на сопротивление богачей. Одновременно засухи и наводнения, случавшиеся с редким постоянством несколько лет подряд, вызвали голод в центральных районах, а за голодом последовали вооруженные мятежи. Наиболь­шую известность получили повстанческие отряды из Шаньдуна, ко­торых называли Краснобровыми, поскольку их члены мазали лица красной краской, чтобы своим видом походить на демонов. Их пред­водитель выдавал себя за отпры­ска Ханьской династии. В 23 г. Краснобровым удалось занять императорскую столицу Чанъань; Ван Ман погиб в своем дворце. ТУ Однако победа досталась лотом