Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 82

Несмотря на политическую смуту, эпоха Южных династий эпоха «изящества и свободы», по определению китайского философа Фэн Юланя, — ознаменовалась большими культурными достижениями. Гос­подство аристократии и распространение буддизма благоприятствова­ли развитию умозрительной философии, складыванию эстетического канона китайской традиции, расцвету литературы и изящных искусств. Тесные же контакты китайцев с сопредельными пародами и их готов­ность перенимать чужезем11ые учения и искусства придавали китайской культуре той эпохи космополитическую окраску, делали ее привлека­тельной и для соседей Китая. Именно в первые столетия н э. — время возникновения первых государств на Корейском полуострове и Япон­ских островах, во Вьетнаме и в ряде других прилегающих к Китаю рай­онов —были заложены основы той культурноисторической оби и юсти, которую принято называть Дальневосточной цивилизацией.

Северные династии

В Северном Китае в V—VI вв. попрежнему правили династии, ос­нованные кочевыми племенами Началом периода Северных динас­тий считается возникновение Северовэйского государства в 30х го­дах V столетия.

Первый правитель Северного Вэй — Тоба Гуй установил систему чинов и административных областей по китайскому образцу. На рубе­же 70—80х годов другой правитель Северного Вэй Тоба Хун издал ряд указов, направленных на китаизацию сяньбийцев. Сам дом Тоба принял китайскую фамилию Юань. В 485 г. был обнародован эдикт о «надельной системе», по которому каждая семья, приравнивавшаяся к одному двору, имела право на получение от казны двух категорий па­хотных участков: один закреплялся за семьей наследственно, другой предоставлялся во временное пользование. Величина последнего за­висела от «силы» двора — числа взрослых мужчин, слуг и пахотных буйволов. Одновременно вводилась новая система административ­ных объединений. Пять дворов составляли низшую организацию лшъ, пять линь — среднюю организацию ли, пять ли (125 дворов) — высшее объединение дан