Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 98

К власти пришел Дэн Сяопин, провозгласивший программу мо­дернизации Китая. В деревне были упразднены народные коммуны, а земля передана в пользование отдельных семей; вновь появится рынок сельскохозяйственной продукции. Благодаря этим мерам Ки­тай стал полностью обеспечивать себя продовольствием, появится слой зажиточных крестьян. Правительство КНР перешло к полити­ке «открытых дверей» и поощрению иностранных инвестиций. На морском побережье появились «особые экономические зоны», где были созданы благоприятные условия для иностранных предприни­мателей. Быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства позволил Китаю занять важные позиции в мировой экономической системе. В последнее десятилетие были урегулиро­ваны вопросы о границе между Китаем и большинством сопредель­ных государств, включая страны СНГ. В июле 1997 г. Китай возвратил себе Гонконг, который, впрочем, сохранил за собой особый админнстративный статус. В декабре 1999 г. Китай восстановил свой сувере­нитет и над португальской колонией Макао. Экономический про­гресс в Китае не сопровождался столь же кардинальными политиче­скими переменами. КПК продолжает обладать монополией на власть, в стране отсутствуют свободные выборы, выступления оппо­зиции решительно подавляются.

ПРИРОДА ВЛАСТИ

Ритуал власти, власть ритуала

с т ительно, не мог не обладать моральным авторитетом. В качестве по­средника между мирами небесным и земным китайский государь но­сил титул Сына Неба (тянь цзы). Считалось даже, что имеются соот­ветствия между отдельными административными областями и небесными созвездиями.

Все это означало, что державная власть императора была недели­ма и не допускала противодействия, сам же император должен был управлять сообразно с природными переменами, в первую очередь — сменой времен года. Древние китайцы полагали даже, что правитель должен жить в особой башне, так называемом Сиятельном Зале, где ему полагалось занимать комнату, есть пищу и носить одежду, соот­ветствующие сезону года. Подробные регламенты, касавшиеся обра­за жизни государя, часто были не более чем фантазиями придворных церемониймейстеров, но, например, обычай возвещать о начале по­левых работ или откладывать казнь преступника до осени — поры умирания — сохранился почти до наших дней.