Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 100

Идея власти как ритуала возобладала в эпоху Чжоу, когда она оп­равдывала бездействие законных царей перед лицом военных дикта­торов. Она пользовалась особой популярностью в эпоху ранних импе­рий, когда даже смена династий имела вид благочестивой церемонии, низлагаемый государь должен был как бы добровольно уступить трон более достойному преемнику, а тому полагалось отка­зываться занять его место и в конце концов уступить настойчивым просьбам «народа» Позднее свергаемых правителей стали просто убивать, но известная церемонность, хотя бы показная, отнюдь не ис­чезла из политического поведения правящих верхов, о чем свиде­тельствует крылатое выражение: «китайские церемонии». В Китае это выражение не имело того иронического оттенка, которое оно приобрело в Европе, ведь речь шла о единственном для власть иму­щего способе получить кредит доверия. Не следует забывать также, что идея «управления посредством недеяния» в старом Китае имела свои объективные предпосылки: в условиях преобладания натураль­ного хозяйства и слабого размежевания общественных функций ри­туал был важнейшим средством сплочения обществаИдея ритуала как сущности власти предполагала органическую г

концепцию общества, где благополучие каждого человека зависит от сотрудничества всех людей. Государство и весь мир рассматривались как подобие живого тела, и одним из главных свойств мудрого прав­ления считались проницаемость, «проходимость» (тун) всех каналов циркуляции «жизненной энергии» в мире — как в природе, так и в об­ществе. Положение индивида в обществе приравнивалось к его о врожденному уделу. В следовании своему уделу, утверждали идеоло у

Китайская бюрократия

г

Будучи одним из самых архаических государственных образований, китайская империя была в то же время одним из самых передовых го­сударств древнего и средневекового мира Дело в том, что китайцы с древности тщательно разработали принципы самого совершенного метода управления государством — управлег ия с помощью бюрокра­тии — и с большим искусством претворили их в жизнь Бюрократичес­кий характер исполнительной власти был оборотной стороной той оторванности государства от общества, которая сделала возможным сохранение в китайской государственности архаической религии рода.