Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 144

Соседская община

В императорском Китае соседская община была одной из основ общественного и государственного строя. Жизненность общинного уклада проистекала из необходимости кооперации крестьянских се­мей при проведении полевых работ, а также для поддержания оро­сительной системы, охраны урожая, совместного использования уго­дий, отражения внешней опасности, ремонта дорог и мостов, организации деревенских празднеств и пр. Как особая территориаль­ная общность соседская община в старом Китае была известна под на­званием сян юэ — «деревенский союз» Нормы обычного права в де­ревне, иногда фиксировавшиеся письменно, предусматривали, с од­ной стороны, коллективное пользование жителями деревни угодья­ми, а с другой — неприкосновенность земельных участков и иной соб­ственности семей. Нарушители правил общинного уклада должны были возместить нанесенный ущерб пострадавшему или всей общи­не, устроить угощение или выплатить символический штраф — на­пример, приобрести для деревенского храма курительные палочки. Власти признавали в известных пределах самоуправление деревень обшин и предоставляли им возможность самим разрешать свои внут­ренние конфликты.

Формы общиной организации во многом зависели от характера по­селения. Там, где доминировал один клан, вожди последнего осуще­ствляли руководство всей общиной. Преемственность между кланом и соседской общиной засвидетельствована и системой локальных культов. В императорском Китае божественный патрон наиболее мо­гущественного в данной местности клана обычно почитался и как по­кровитель всей деревни или округа. В других случаях во главе общи­ны могли стоять сменявшие друг друга представители разных кланов Кроме того, в деревнях имелись и назначенные властями старосты.