Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 146

Профессиональные корпорации

В эпоху позднего Средневековья широкое распространение полу­чили разного рода профессиональные корпорации — ремесленные, торговые или такие, которые ведали одновременно и производством и сбытом продукции. Объединения ремесленников и купцов имели разные наименования. Старейшим из них был термин хан или хан ху эи, обозначавший первоначально торговый ряд на рынке, а с эпохи Сун ставший общим названием собственно корпораций. Широко употреб­лялся также термин бан, который часто, но не обязательно, означал объединение рабочих низкой квалификации или корпорацию, осно­ванную по земляческому признаку. Подворье иногородних ремеслен­ников и торговцев, а также их корпорации получили с XVI—XVII вв. на­звание хуэигуань. В XVIII в. появился термин гунсо (букв, «общее место»), который обозначал гильдии торговцев и предпринимателей и одновременно их общественное здание. Создавались гунсо по отрас­левому признаку; нередко они выделялись из хуэйгуаня. Корпоратив­ные институты охватывали все группы горожан и все виды занятий, включая представителей самых презираемых профессий — мусорщи­ков, кули, ассенизаторов, нищих и пр. Обычай устанавливал способы, а зачастую и размеры законного заработка большинства горожан.

Главной задачей цехов и гильдий было обеспечение привилегий их членов в профессиональной сфере. Корпорации располагали мно­жеством средств для того, чтобы контролировать положение дел в своей отрасли производства или торговли. Они устанавливали цены на свои товары, а в случае необходимости применяли бойкот, храни­ли в тайне секреты ремесла и добивались признания своих мер и стан­дартов в качестве нормативных. Уставы цехов обычно не регламенти­ровали процесс производства, но уделяли большое внимание институту ученичества. Каждый мастер или хозяин лавки мог иметь строго ограниченное число учеников и был обязан проследить затем, чтобы ученик, закончив обучение, вступил в члены цеха. Деталь­но определялись сроки и этапы обучения, а также круг потенциальных учеников. Зачастую он ограничивался близкими родственниками или земляками мастера. В любом случае ученик должен был повиноваться мастеру как родному отцу и относиться к членам его семьи как к род­ственникам