Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 147

В новое время в крупных центрах ремесленного производства корпоративное деление стало проходить внутри отдельных отрас­лей производства и сбыта. Так, в городе Уси наряду с двумя объеди­нениями мастеров по изготовлению глиняных игрушек в конце XIX века возник союз пяти хозяев крупнейших художественных мастер­ских. Без санкций этого союза мастера не могли открыть новую мас­терскую, взять ученика или даже сбыть продукцию. В сучжоуском шелкоткачестве существовала система «огрех дядьев» (сань шу). В объединение «первых дядей» входили крупные предприниматели, «вторыми дядями» были собственники ткацких станков и подрядчи­ки, нанимавшие рабочих. «Третьими дядями» называли нанимавших на работу мастеров без орудия производства

Текущими делами корпорации ведали выборные управляющие, численность которых колебалась от двух до нескольких десятков че­ловек. Так, объединение пекинских торговцев мехами возглавляли 48 управляющих, в объединении ассенизаторовмусорщиков имелось 60 старшин, сменявших друг друга ежедневно. Цеховая казна складыва­лась из вступительных взносов новых членов объединения, едино­временных взносов за открытие новой лавки или мастерской, а также разного рода сборов со всех членов корпорации. Нарушителей цехо­вого устава подвергали символическим наказаниям, денежным штра­фам, в крайнем случае исключали. Вместе с тем корпорации оказыва­ли материальную помощь нуждающимся. Во многих городах, особенно там, где отсутствовала государственная администрация, на



иболее богатые и влиятельные гильдии содержали пожарные коман­ды и полицейские отряды, следили за состоянием городских улиц, за­нимались благотворительностью Члены корпораций ежегодно соби­рались для чествования своего божественного патрона, приема новых членов и обсуждения текущих дел. Обычно эти собрания со­провождались пиршествами и театральными представлениями.