Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 148

С течением времени в китайских городах наблюдалась все боль­шая дифференциация гильдий и рост численности собственно про­фессиональных корпораций. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о критериях членства в 111 гильдиях Ханькоу, даты основания которых известны:

Земляческий Земляческий Профессиональный
и профессиональный
1644—1856 гг 18 Ю 13
№571920 гг. 4 15 51

Борьба за выживание в китайском городе была столь острой, что в нем даже нищие объединялись в свои корпорации и самое занятие нищенством было детальнейшим образом регламентировано Так, в начале XX в. в Пекине имелось более 20 разновидностей нищих, в том числе: нищие, которые зарабатывали на жизнь, нанося себе раны ме­чом, кирпичом или гвоздем; уличные нищие, которые просили пода­яние, распевая жалобные песни; нищие, ходившие с мешком по до­мам, нищие, разрисовывавшие себе лица краской и плясавшие на улицах; нищие заклинатели змей; слепые и «одноглазые драконы» — то есть нищие, притворившиеся слепыми; голые дети, просившие милостыню; разного рода калеки и убогие. Нищие имели свои ноч­лежки за городскими стенами, а искусство просить подаяние переда­валось от учителя к ученику, ибо в профессии нищего, как в любом

деле, тоже существовали свои правила и секреты ремесла. Имелся и глава корпорации нищих, который избирался городскими нищими и вел вполне респектабельный образ жизни.

Со второй половины XIX в. в Китае быстрыми темпами шел про­цесс укрупнения корпораций, который привел в начале нашего века к появлению городских и провинциальных торговых палат. В 20—40е годы XX в. прежние объединения ремесленников и рабочих были преобразованы в профессиональные союзы нового типа.

Землячества

Специфическим институтом китайских городов были объедине­ния уроженцев определенной местности, именовавшиеся обычно А}/ эигуань. Централизованный характер государственной администра­ции, оторванность чиновников от родных мест, система конкурсных экзаменов воспитывали в служилых людях обостренное сознание земляческих р. Именно в чиновничьих кругах появились первые за­фиксированные в источниках земляческие объединения. Известно, что еще в XIII в в столице Южносунского царства Ханчжоу чиновни­ки — уроженцы Сычуани собирались для совместного поклонения одному из даосских божеств. В столице минской империи Пекине чи­новники из Цзянси регулярно собирались в храме, посвященном ге­рою антимонгольского сопротивления, уроженцу их провинции