Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 150


Членом землячества мог стать каждый уроженец соответствую­щей местности, но, как правило, лишь при посредничестве поручите­ля. Нередко земляческие организации объединяли только хозяев контор или мастерских. Глав землячеств выбирали из числа самых за­служенных и влиятельных членов. Обычно в них имелись также вы­борные советы управляющих и постоянный секретарь — обычно из отставных чиновников или авторитетных учены*. Доходы землячеств складывались из членских взносов, причем с чиновников взыскивали более крупные суммы. Общность интересов членов земляческой орга­низации освящалась общим культом. Большое место в деятельности землячеств занимало оказание помощи нуждающимся, в частности, в отправке тел умерших земляков на родину. Недаром надпись на воро­тах цзянсийского землячества в Ханькоу гласила: «Умереть в Цзянси!»

В XIX в. многие землячества в крупных городах разрастались в ас­социации земляческих союзов. Например, фуцзяньское землячество в Нинбо включало в себя девять региональных отделений. В других случаях землячество превращалось в объединение профессиональ­ных корпораций. Так, сычуаньская гильдия в Ханькоу состояла из об шин фармацевтов и лодочников Нинбоское землячество в Шанхае к 20м годам XX в. охватывало до полугора десятков профессиональ­ных объединении — ремесленных, торговых, финансовых. Земляче­ства различались и по своим географическим рамкам. Большинство

из них объединяли уроженцев одного уезда или волости. Нередко землячества объединяли выходцев из близлежащей местности, кото­рые по языку и обычаям практически не отличались от местных жи­телей, но но какимлибо причинам считали нужным подчеркивать свою земляческую принадлежность.

Тайные общества

Особое место в ряду традиционных корпоративных институтов Китая занимали тайные общества, деятельность которых достигла своего пика на рубеже XIX—XX вв. Своеобразие тайньи обществ как социального института заключалось в том, что они представляли не­кий альтернативный порядок, который одновременно противостоял существующему строю и копировал его. Появление их объяснялось упадком традиционной государственности, усилением социальных антагонизмов и возросшим отчуждением официальной идеологии от общества в цинский период. Не случайно почти все тайные общества преследовали вполне определенную политическую цель — сверже­ние власти завоевателейманьчжур и реставрацию китайской динас­тии. У истоков тайных организаций в Китае стоит «Общество Неба и Земли» (Тянъдихои), оно же «Школа Хун» (Хун мэнъ). В западной ли­тературе оно именуется «Триадой». В южных провинциях подобные союзы были известны под названиями «Общество трех точек» (Сянь дянь хои) или «Общество Трех Согласий» (Санъхэ хои). На востоке равнины Хуанхэ действовало «Общество Больших мечей» (Дадао хои), в низовьях Янцзы — «Общество Малых мечей» (Сяодаохои), в Сычуани и Центральном Китае—«Общество Старших братьев» (Гэлао хои), в районе Императорского канала — «Зеленое братство» (Ши­бан), в Маньчжурии — общество «Рыжебородых», или Хунхуцзы (в русской литературе членов этой организации называли хунхузами), в Шаньдуне было распространено движение «Волшебного Кулака» (Шэньцюань) или «Кулака Справедливости и Мира» (Ихэцюань, име­нуемое на Западе «боксерским»), в Хэнани действовала тайная органи­зация «Факельщиков» (нянь) и т.д.