Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 152

Во многих тайных обществах коллективное начало, как обычно в Китае, выражалось и закреплялось в религиозном культе. В каждой ложе имелся свой церемониймейстер, так называемый хранитель ку­рильницы. Тем не менее тайные общества или, покитайски, хуэи дан, следует отличать от собственно религиозных сект — цзяо мэнь, тем более что совместный культ был в Китае непременным атрибу­том любой социальной группы. Два этих типа организаций объединя­ла претензия на создание альтернативы официальной культуре. Од­нако они заметно различались по своим истокам и целям: секты выросли из определенного религиозного кредо или выполнения ре­лигиозных служб, тайные общества — из нужд крестьянской само­обороны и были политическими организациями.

Принципиальная неоднозначность социальной роли тайных об­ществ предопределила пестроту их социального состава Наиболее благоприятной почвой для тайных обществ были маргинальные слои как деревенского, так и городского общества: возчики и странствую­щие торговцы, разорившиеся крестьяне и ремесленники, бедные учителя и мелкие служащие в казенных управах и т.д. Некоторые из тайных обществ почти не отличались от профессиональных корпо­раций. Например, «Зеленое братство» первона ально было объеди­нением лодочников на Императорском канале, а в конце XIX в. рас­пространило свою деятельность и на транспортных рабочих. В окрестностях Чэнду, по некоторым оценкам, в начале XX в. до 70% взрослого мужского населения деревень состояло в «Обществе стар­ших братьев», причем его ложи находились в рыночных городках, что свидетельствует о связи руководства общества с местной элитой.

а

ольшая активность тайных обществ на рубеже XIX—XX вв. была симптомом социального и политического кризиса, поразившего Ки­тай. По сути, тайные общества были способом выживания традици­онных форм китайской цивилизации в условиях коренной ломки ста­рого уклада. Не случайно они играли столь важную роль в жизни китайских общин в странах ЮгоВосточной Азии. Вместе с тем они са­ми за короткий срок претерпели значительную эволюцию. В цинской империи тайные общества способствовали подъему национальноос­вободительной борьбы. Свержение цинской монархии и быстрая мо­дернизация Китая лишили тайные общества ореола боевой полити­ческой оппозиции. Правда, в отдаленных сельских местностях тайные общества традиционного типа сохраняли свое значение отря­дов крестьянской самообороны вплоть до 40х годов XX в. В городах же они быстро выродились в преступные шайки, связанные с реакци­онными политическими силами. Их связь с традицией тайных об­ще