Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 153

ической.

КЛАССИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ КИТАИСКОЙ МЫСЛИ

От мифа к морали

В царстве ШанИнь весь общественный уклад строился вокруг жертвоприношений царским предкам и божествам, которые были всего лишь самыми могущественными предками. Как всегда в архаи­ческой религии жертвоприношение предполагало непосредствен­ное и экстатическое общение с божественными силами и могло включать в себя принесение в жертву людей — обычно пленников. Первобытная мифология не выделяла человека из мира природы; че­ловеческое и природное были частями единой классификационной системы, и это структурное единство мироздания засвидетельствова­но господством симметрии и прочих формальных фигур в искусстве иньской эпохи. Противоречие между экстатическим содержанием иньских культов и формальным принципом их организации со време­нем вызвало острый кризис иньской цивилизации, завершившийся завоеванием царства ШаньИнь племенем Чжоу.

Чжоусцы принесли с собой новое представление о верховном бо­жестве, которого они называли Тянь. В первоначальном начертании знак тянь являл изображение большого человека с особо выделен­ной головой и служил, вероятно обозначением обожествленного верховного предка. Покорив иньцев, чжоусцы отождествили свое верховное божество с их верховным божеством Шанди. Но подобная контаминация требовала отказа от концепции родового божества. Понятие ди не смогло освободиться от наследия тотемизма, и его употребление в Китае осталось ограниченным рамками «родового те­ла» династий. Термин же тянь в значении «Небо» стал служить но­вой идее верховного деятельного начала мироздания.

Новая династия представила дело таким образом, что верховное божество вручило ей «небесное повеление» (тяньмин) на царствие, отобрав его у шанцев, подобно тому как основатель шанской динас­тии когдато отобрал это «небесное повеление» у последнего прави­теля династии Ся, якобы правившей до воцарения Шан. Отныне идеологическим обоснованием власти стали личные заслуги осново­положника династии и его преемников. В терминах чжоуской идео­логии право на учреждение династии давало обладание неким духов­ным могуществом дэ — еще одно понятие, неизвестное в эпоху Шан. Первоначально знак дэ выражал представления о магической силе вождя в системе родовой религии Со временем он приобретал все более явственное моральное звучание.