Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 134

Низшей судебной инстанцией в императорском Китае служила уездная управа, а в роли судьи выступал сам начальник уезда, выпол­нявший судебные обязанности наряду со всеми прочими.

Уездные судьи имели право выносить окончательные приговоры только по относительно мелким преступлениям, каравшимся удара­ми палками. Решения по преступлениям, наказывавшимся каторж­ными работами, утверждались на уровне провинции, где уже име­лись специалисты в судебных

вопросах. Наконец, смертные приговоры рассматривались еще раз в столичном «Ведомстве на­казаний», после чего дважды ут­верждались в высшей судебной инстанции империи — так назы­ваемых Трех Верховных дворах Императору принадлежало пра­во окончательного утверждения смертных приговоров или поми­лования приговоренных к смер­ти. Обвиняемый мог обжаловать приговор в более высокой ин­станции.

Традиции судопроизводства Срединной Империи оказывают за­метное влияние на судебную практику в КНР; это проявляется в зави­симости суда от государства и партийных инстанций, отсутствии гражданского контроля над судебной властью, неразвитости судеб­ной процедуры. Сохранились в современных судебных процессах Ки­тая и многие пережитки прежней судебной практики: до сих пор су­ществуют публичные казни, на обвиняемого вешают табличку с указанием совершенного им преступления, при оглашении пригово­ра обвиняемые должны кланяться и т.д.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ Общественные классы

Идеология китайской империи утверждала неизбежность и необ­ходимость иерархии в обществе и равенство между людьми призна­вала лишь как равенство возможностей в образовании, карьере или обогащении, то есть как справедливость, устанавливаемую Небом Для китайцев все общественные отношения охватывались так назы­ваемыми «пятью постоянствами» человеческой жизни, а именно отно­шениями между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, младшими и старшими, братьями и друзьями. Власти империи всегда призывали к тому, чтобы среди подданных «каждый следовал своему уделу», и поощряли наследование сыном занятия отца. В нача­ле XVIII в. император Юнчжэн приказывал, чтобы в государстве «каждый наследовал дело своей семьи и исполнял долг своего звания, жил покойно и безмятеж­но, довольствовался тем, что имеет, и благодарил государя за оказываемые милости». Естест­венно, это иерархически орга­низованное общество власти уподобляли «единому телу»; пра­вителю в этом социальном орга­низме отводилась роль головы.