Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 171

Исторически мировоззрение древних даосов явилось реакцией на кризис идеологии «странствующих ученых» и вместе с тем опы­том введения в рационалистическую мысль самой идеи архаическо­го. Многие образы и мотивы даосской мысли восходят к мифам и культам, распространенным в южных и восточных областях древне­китайской ойкумены Южнокитайская культура, много перенявшая от древних шаманистских верований, дала жизнь не только некото­рым характерным сюжетам даосской литературы, но и самобытному литературному памятнику древнего Китая — «Чуским строфам», зна­менующим начало индивидуальной лирической поэзии в Китае. Со­ставление «Чуских строф» приписывается сановнику царсгва Чу Цюй Юаню (ок. 340 — ок. 278 пг. до н. э.). В творчестве Цюй Юаня архаическая символика переосмыслена в духе этических норм, при­нятых среди служилых людей.

Легизм

Особое направление в общественнополитической мысли эпохи Воюющих Царств составляла школа так называемых легистов, или за­конников (фа цзя). Мыслители этого направления занимались разра боткой концепций и методов управления, которые должны были обеспечить наибольшую эффективность государственной админист­рации как орудия абсолютной власти правителя. Строго говоря, ле­гизм нельзя назвать философским учением или даже идеологичес­кой доктриной Его история написана не кабинетными теоретиками, а администраторами, на практике осуществлявшими свою политиче­скую программу. У легизма нет признанного основоположника. Ле гистская традиция берет начало в деятельности ряда политиков VII— V вв. до н. э., формируется в основных чертах в IV в. до н. э. и получает завершение в середине следующего столетия в трудах сис­тематизатора легизма Хань Фэйцзы.

Центральное место в легистской традиции занимало учение о за­коне как средстве укрепления самодержавной власти Его создате­лем можно считать знаменитого реформатора из царства Цинь — Шан Яна. Согласно Шан Яну, закон должен быть един и обязателен для всех подданных государства, тогда как сам правитель стоит над законом и изменяет его по своему усмотрению. Любая критика и да­же публичное обсуждение закона, по Шан Яну, недопустимы и заслу­живают самой суровой кары. Полагая, что человеческая природа дур­на и людьми повелевают эгоистические инстинкты, легисты считали наилучшим методом воздействия на народ награды и наказания, при­чем главную роль они отводили именно наказаниям. Шан Ян пред ла­гал сурово карать даже за малейшее нарушение законов, а награж­дать скупо, ибо человек, по его убеждению, готов на все даже ради ничтожной выгоды. Легисты обращали внимание на то, чтобы зако­ны были доведены до сведения всех подданных и излагались про­стым, понятным каждому языком.