Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 184

Смысл культуры

В Китае истоком культуры т радиционно считалось не божествен­ное откровение, а образы природы, точнее, некие «энергетические конфигурации» жизни, угаданные мудрецами в природных явлениях и типизированные ими в графических символах и письменных знаках. Согласно древнему преданию, легендарный основоположник китай­ской традиции, Фу Си, изобрел простейшие письмена, созерцая «узо­ры Неба и линии Земли» (термин шинии» в данном случае соотносил­ся с узором, составленным прожилками в драгоценной яшме). Понятие «узорочье» (вэнь) и стало в Китае эквивалентом западного понятия культуры Прообразом же смыслов культуры стала графиче­ская система древнейшего китайского канона — «Книги Перемен». Эта система включает в себя 64 символа, так называемые гексаграм­мы, каждый из которых представляет собой комбинацию двух типов черт—сплошной и прерывистой. Каждая гексаграмма в целом и каж­дая линия в отдельности наделялись целым рядом значений. Таким образом, «Книга Перемен» наглядно иллюстрировала традиционный тезис о юм, что познавать мир — значит следовать рассеиванию или, подругому, непрестанным метаморфозам вещей.

Отождествление кулыуры с узором имело два важных следствия. Вопервых, культурная практика возводилась китайцами к некоему хао­тическому, непостижимо сложному смешению образов и сил, которое служило прообразом одновременно форм природы и форм культуры. Как сказано в «Книге Перемен», «в смешении вещей проявляется жиз­ненная сила» Вовторых, этот животворный Хаос получал статус де­кора, орнамента, чегото внеположенного сущности бытия внесуб станцнонального. По этой причине реальность неизбежно опознает­ся через собственную тень, отблеск, отчужденный след. Говоря язы­ком китайской традиции, «истина входит в собственную тень». Отсюда извечная склонность китайских учителей ко всякого рода иносказаниям, намекам, аллюзиям, а также пристрастие к церемонно­сти в поведении, всяческому украшательству, которое вовсе не про­тивополагается «существу дела», но предстает его составной частью.