Реклама

Малявин В.В. Культура. Страница 185

Китайская традиция исходит из презумпции наличия «хаотическо­го всеединства» мира и его совершенно непроизвольной «воли», ко­торая предвосхищает как образы природы, так и категории культуры. В китайской литературе этот сокровенный исток вещей нередко име­нуется миром «протообразов» (сян), образующих непостижимо сложный «узор» матрицы сознания, или «сердца Неба и Земли». Как писал в XII в. ученый Чэн И, «в пустоте и покое образы уже заверше­ны и изобильны, словно чаща лесная. Они подобны деревьям в тыся­чу саженей: от корня до верхушки — одно тянущееся целое». Но при­рода этих протообразов, как мы уже знаем, есть не что иное,

как метаморфоза, превращение предмета в орнамент, проекция себя вовне. В этом смысле мир протообразов, или «семян ве­щей», и есть реальность Великого Пути (Дао), пути всех путей. Это мир смутнолетучих, доступных лишь символическом)' выраже­нию образов, исчезающих даже прежде, чем они обретут внеш­нюю форму; его бытие подобно «дуновению ветра», «вспышке молнии» или мелькающим обра­зам грез и сновидений.

В символическом мире «семян вещей» нет отвлеченных зако­нов, а всякий опыт непроизвольно и неудержимо изливается в нечто «иное». В бытии Великого Пути все существует как указание и знак, свивается в «нескончаемо тянущийся ствол», «вечно вьющуюся нить» смысла (ключевая метафора китайской традиции, восходящая к Лао цзы). Так в Китае оправдывалась культурная традиция с ее обширным письменным наследием и настоящим культом чтения — лучшего спо­соба погрузиться в мир «неисповедимоглубоких дум», в сокровенно зыбкое пространство «семян вещей». Но мир протообразов не отли­чается от человеческой практики в ее чистом виде. Первозданный Хаос и эстетизированный хаос культуры (то есть практика в ее неис­черпаемой конкретности) подобны не по аналогии, а по пределу сво­его бытия, по своему завершению. И чем ничтожнее внешний, «чело­векоподобный» человек перед Одним Превращением Дао, тем более велик человек внутренний, «человекопорождающий» в своей прича­стности к этому Единому Движению бытия.